Семинар был организован Министерством финансов Российской федерации и Всемирным банком совместно с департаментом региональной политики и взаимодействия с органами местного самоуправления Ярославской области, Советом муниципальных образований Ярославской области департаментом финансов Ярославской области.
В мероприятии приняли участие специалисты из тридцати регионов страны, а также координатор сети муниципалитетов Португалии, консультант Всемирного банка Португалии Нельсон Диас.
Пленарное заседание семинара прошел в Ярославле. На нем участники семинара обсудили международный и российский опыт участия государства в инициативном бюджетировании, вопросы правового урегулирования, использования механизмов инициативного бюджетирования при реализации национальных и федеральных проектов, государственных и муниципальных программ.
С приветственным словом к собравшимся обратился заместитель Губернатора Ярославской области Андрей Шабалин:
Он напомнил, что в октябре прошлого года при поддержке Министерства финансов в Ярославской области прошел семинар по использованию механизма инициативного бюджетирования при реализации приоритетных федеральных проектов формирования комфортной городской среды, на котором были рассмотрены вопросы взаимодействия муниципальной и государственной власти и участия жителей в этих проектах.
Принципы инициативного бюджетирования заложены в основу губернаторской программы «Решаем вместе!», которая уже стала действенным механизмом развития городских и сельских территорий в Ярославской области. За три года реализовано более 1400 проектов во всех муниципальных образованиях Ярославской области. На мероприятия программы «Решаем вместе!» направлено более двух миллиардов рублей. В текущем году реализуется 495 объектов.
- За каждым таким объектом стоит инициатива населения, поэтому на качество работ по проекту «Решаем вместе!» мы обращаем повышенное внимание. Руководители муниципальных образований, выступающие заказчиками работ, несут личную ответственность за результат. Координацию проводимых работ осуществляет проектный офис. Мы стараемся максимально задействовать общественность на всех этапах реализации проекта, потому что именно жители заинтересованы в том, чтобы работы были выполнены в срок и качественно.
Андрей Шабалин подчеркнул, что цель семинара – обменяться опытом работы в области применения инициативного бюджетирования при реализации программ по формированию комфортной городской среды.
С докладом «Основные вызовы и направления развития инициативного бюджетирования в России» выступила Анна Беленчук, начальник отдела анализа и развития бюджетной системы департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России. Она напомнила, что по итогам 2018 года на проекты по инициативному бюджетированию было направлено в общей сложности 19, 3 миллиарда рублей. Это рост в 1, 3 раза по сравнению с 2017 годом. При этом софинансирование населения и бизнеса 1,8 миллиарда рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2017 году. А количество проектов достигло почти 19 000. Всего в процесс инициативного бюджетирования вовлечено 68 субъектов. Порядка 1 миллиона граждан ежегодно участвуют в проектах.
Вызовы, которые возникают при реализации этих проектов, по мнению Министерства финансов – это отсутствие на сегодняшний день утвержденных правовых основ инициативного бюджетирования, рост количества разнообразных практик, в связи с чем усложняется разработка единой методологии ведения таких проектов, появление новых молодежных программ в сфере инициативного бюджетирования. Она познакомила присутствующих с проектами нормативных актов, которые должны отрегулировать эти вопросы. Что касается методов реализации проектов инициативного бюджетирования, Минфин считает, что наиболее развитым в этом направлении регионам необходимо предоставить выбор при применении методологий.
Анна Беленчук подчеркнула, что до сих пор существует ряд регионов, которые не хотят развивать практики инициативного бюджетирования, и регионы, где наблюдается формальный подход к реализации этих инициатив. В связи с этим Министерство финансов ставит перед собой задачу по проведению анализа работы с регионами, выявления регионов, которым необходима помощь в реализации механизмов инициативного бюджетирования и ее осуществление.
Живой интерес у участников семинара вызвал доклад консультанта Всемирного банка в сфере инициативного бюджетирования из Португалии Нельсона Диаса, автора книги о партисаторном бюджетировании «Надежда на демократию». Нельсон представил слушателям обзор практик и результатов применения национальных законодательств о партисаторном бюджетировании по всему миру.
Самой продвинутой в этом направлении является Европа, в которой на данный момент реализуется 4500 различных инициатив, что составляет 39 % от всего мирового объема партисаторного бюджетирования.
Затем идет Южная Америка и Азия – 3000 и 2700 проектов, что составляет 26 и 23 % от мирового объема. Самые низкие показатели – в Африке и Северной Америке – 1000 и 178 проектов. Это 8 и 1, 5 % .
Также Нельсон Диас рассказал, как работает законодательство по регулированию процессов партисаторного бюджетирования в тех странах, где оно принято, и о том, как в Португалии эта система работает в сфере молодежной политики и поддержки школ.
В настоящее время только в 9 стран мира принято официальное законодательство в сфере инициативного бюджетирования, так что у России есть возможность войти в десятку таких стран.
О том, каким образом международный опыт может быть использован в развитии инициативного бюджетирования в России, о роли государства в поддержке этого направления рассказал руководитель проекта по развитию инициативного бюджетирования Всемирного банка Иван Шульга. В своем докладе он подчеркнул необходимость развития профессионального сообщества практиков и консультантов в этой сфере, что будет способствовать ее дальнейшему развитию, заявил, что всемирный банк планирует проведения еще пяти семинаров по теме инициативного бюджетирования, один из которых будет посвящен вовлечению молодежи и школьников в эти процессы.
Иван Шульга представил аналитику Всемирного банка по вопросам реализации проектов инициативного бюджетирования в России, остановился на сильных и слабых сторонах этих процессов. В частности, одним из достижений он считает создание 20 проектных офисов программ инициативного бюджетирования по всей стране. Один из таких офисов работает и в Ярославской области.
Своими соображениями по поводу необходимости правового обеспечения процесса участия граждан в городском и территориальном развитии поделился руководитель центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфира России Владимир Вагин.
После окончания пленарного заседания, участники семинара продолжили работу на двух дискуссионных площадках: «Использование механизмов инициативного бюджетирования при реализации национальных и федеральных проектов и государственных и муниципальных программ» и «Законодательное регулирование инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации».
Второй день семинара, который проходил в Ростовском Кремле, был посвящен опыту реализации практик участия граждан и учета их мнения в работе региональных проектных центров инициативного бюджетирования. Собравшихся приветствовал мэр города Ростова Андрей Лось и заместитель директора музея-заповедника «Ростовский кремль» Лариса Ельникова.
Модератор Сергей Алексеевич Гриднев, ведущий эксперт Всемирного банка, предложил выступающим не только делиться успехами и достижениями, но и говорить о проблемах, которые возникают в ходе реализации проектов инициативного бюджетирования.
Прежде чем дать слово представителям регионов, Сергей Гриднев пригласил выступить научного сотрудника центра инициативного бюджетирования Наталию Шаповалову, которая рассказала о конкурсе «Лучшая практика инициативного бюджетирования» . Она подвела итоги конкурса 2018 года, назвала имена 11 регионов, представивших лучшие работы на конкурс, рассказала о том, как конкурс будет проходить в ближайшие два года.
Затем своим опытом работы по развитию территории города Данилова Ярославской области поделилась бывшая глава города, в ныне член Совета федерации РФ Наталия Косихина. Она рассказала о самых интересных проектах по благоустройству городской среды, о развитии ТОСов в городе и районе.
О развитии инициативного бюджетирования в Оренбургской области рассказала начальник отдела финансового менеджмента министерства финансов Оренбургской области Антонина Величко. Особое внимание в своем докладе она уделила практике сотрудничества с депутатами при осуществлении проектов по созданию комфортной городской среды: когда помимо целевых и спонсорских средств, подключаются еще и деньги, выделенные депутатам на решение проблем избирателей их округа.
О развитии проекта в городе Ноябрьске ямало-ненецкого округа рассказала заместитель главы администрации Ноябрьска Ольга Буланкина.
Руководитель центра изучения гражданских инициатив института стратегических исследований Башкортастана Лия Насретдинова проинформировала о том, какие критерии оценки проектов и эффективности программ инициативного бюджетирования используются институтом.
В заключении руководитель проектного офиса ярославского губернаторского проекта «Решаем вместе»! Евгений Чуркин познакомил собравшихся с методами работы офиса, рассказал о планах и перспективах. В частности, всех заинтересовал проект о развитии школьного и студенческого инициативного бюджетирования, который собираются запустить в Ярославской области в 2020 году.
После окончания заседания для гостей семинара была организована экскурсия по ростовскому Кремлю. Всем желающим показали также объекты, выполненные в рамках программы «Решаем вместе!» в городе Ростове.
По завершении семинара Сергей Гриднев, ведущий эксперт Всемирного банка проинформировал о том, что на 2020 год запланировано проведение еще пяти семинаров, касающихся развития инициативного бюджетирования в различных регионах России.
Елена БАТУЕВА
Фото Вадима ГОРЕВА