glavn4 марта на пленарном заседании Государственной Думы в рамках обсуждения поправок в федеральный бюджет на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин поставил вопрос закредитованности муниципальных образований, в том числе – региональных столиц.

Наибольшее сожаление вызывает тот факт, что наметившаяся некоторое время назад тенденция к сокращению объемов коммерческих кредитов и замещения их бюджетными кредитами во многих регионах сейчас уже не подтверждается.

По словам спикера Госдумы, депутаты при рассмотрении бюджетных законопроектов видят данные по регионам, а было бы полезно понимать долговые обязательства отдельных муниципальных образований. Муниципальный долг негативно сказывается на показателях и возможностях субъектов Российской Федерации.

«Проблема обслуживания муниципального долга стоит остро почти по всей территории Российской Федерации, поскольку с каждым годом объем долгов увеличивается. Конгресс ежегодно проводит мониторинг по этому вопросу и в обязательном порядке сверяется с данными Минфина, поэтому картина в достаточной степени ясна», — пояснил председатель Высшего совета Всероссийской ассоциации местного самоуправления, президент Конгресса, первый замруководителя председателя фракции «Единая Россия» в Госдуме Виктор Кидяев.

Так, на 1 января 2020 года общий объем муниципальных долговых обязательств составил порядка 380 млрд рублей, а годом ранее эта сумма была менее 372 млрд рублей. В текущем году кредиты местным бюджетам от кредитных организаций составили 259,5 млрд рублей, а бюджетные кредиты — 92 млрд рублей. На 1 января 2019 года показатели составляли 256,5 и 86,5 млрд рублей соответственно. Причем, коммерческие кредиты год за годом занимают в структуре муниципального долга наибольшую долю, доходящую почти до 70%, а доля бюджетных кредитов превышает 23%.

«Показатели по конкретным территориям на данный момент можно дополнительно уточнить, но сложившаяся за последние годы тенденция такова. Есть пять-шесть регионов страны, где муниципальный долг отсутствует или держится на минимальных значениях. И есть, с другой стороны, два-три субъекта, у которых муниципальный долг превышает 80% собственных доходов. Общий объем муниципального долга с каждым годом прибавляет от процента и более», – сообщил Кидяев.

В рамках ежегодного доклада Правительству России о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации Конгресс в течении ряда лет вносит предложения по укреплению местных бюджетов путем наделения доходными источниками, зависящими непосредственно от деятельности органов местного самоуправления и активности местных сообществ.

«Также есть предложения в правила подготовки целевых программ и крупных проектов, поскольку есть неединичные случаи, когда муниципальные образования вынуждены брать кредиты на исполнение запланированных и согласованных мероприятий. Желательно для таких случаев предусмотреть меры возмещения затрат на обслуживание соответствующего долга», – считает президент Конгресса.

Обсуждение проблемы муниципального долга будет продолжено на одном из ближайших пленарных заседаний Госдумы России. Вячеслав Володин поручил Виктору Кидяеву представить соответствующий доклад, а председателям заинтересованных комитетов – создать рабочую группу для разработки предложений по укреплению региональных и местных финансов.

Фото с официального сайта Государственной Думы РФ