×

Ошибка

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений 2016/15.11.16.1 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений 2016/15.11.16.1 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

IsaevНоябрьское заседание областной Думы будет посвящено обсуждению бюджета на 2017 год. Акцент будет сделан на том, чтобы снизить государственный долг. Это уже вторая попытка по борьбе с госдолгом. Первая была предпринята два года назад, но она оказалась неудачной. С того времени госдолг вырос с 30 миллиардов рублей до 37 миллиардов.

Борьбу с госдолгом стимулирует и Министерство финансов России, которое предлагает замещение коммерческих кредитов на государственные, которые выдаются субъектам федерации под 0,1 процента. Коммерческие кредиты выдаются в среднем под 10 %, то есть обслуживание их обходится в 100 раз дороже, чем государственных. Программа Минфина по замещению коммерческих кредитов государственными была объявлена еще в 2015 году. Чтобы попасть в нее, необходимо выполнить ряд требований. Основные требования - это снижение собственных потребностей, оптимизация, повышение эффективности управления. За счет этого необходимо дополнительно освобождать внутренний ресурс и сокращать внешнее заимствование. В прошлом году наша работа свелась к тому, что мы подготовили бюджет 2016 года с очень маленьким дефицитом. Если изначально дефицит бюджета был 5 миллиардов, то на 2016 год мы заложили 700 миллионов. Также была проведена большая работа по оптимизации, мы заложили неполным рублем и заработные платы по ряду отраслей, надеясь на получение дополнительных доходов в течение года, но в 2016 году из-за кризисных явлений резко снизилось поступления налогов. Соответственно, опять пришлось брать коммерческие кредиты и, в итоге, дефицит бюджета в 2016 году составил не 700 миллионов, а 6,2 миллиардов рублей. А общий долг региона в 2016 году составил 38 миллиардов рублей.

Правда, из них 15 миллиардов рублей были замещены Минфином на государственные кредиты, то есть вместо 4 миллиардов рублей в год за обслуживание кредитов мы в 2016 году оплачиваем около 2 млрд.

Новая команда правительства Ярославской области также продолжила работу в направлении формирования бездефицитного бюджета, предложения по которому и были внесены правительством в областную думу.

Областная дума в течение месяца утвердит базовые параметры бюджета, его доходную, расходную часть и дефицит и до середины декабря приступит к рассмотрению деталей. На 2017 год запланировано поступление собственных доходов в размере 49 миллиардов 400 миллионов рублей. По итогам текущего года ожидается поступление 45,2 миллиардов рублей. То есть рост, который планирует правительство в доходной части бюджета, составит почти 4, 2 миллиардов в 17 году. Это очень большая цифра, и у депутатов есть сомнения, что она выполнима.

 

Режем по живому?

Несмотря на то, что ожидается некоторый рост налоговых поступлений, ( выравнивается положение у коммерческих банков, есть надежда на то, что «Балтика» увеличит объемы производства и так далее), существует ряд угроз в части доходной базы. Так, сейчас в Госдуме рассматриваются изменения в налоговый кодекс, а именно, предлагается забрать у регионов России по 1 % налога на прибыль в пользу федерального бюджета. Для Ярославской области это 700 миллионов рублей.

Еще один нюанс связан с Дорожным фондом, который вырастает почти на миллиард за счет увеличенных акцизов, но речь уже идет о том, что их могут перераспределить и опять с нас срежут добавку в размере 800 миллионов рублей, которую мы ждем. В итоге, собственные доходы бюджета могут уменьшиться до 47 миллиардов рублей.
Если сравнивать цифры, которые сейчас есть, то получается, что сокращение расходов доходной части бюджета по сравнению с 2016 годом составит более 5 рублей. Усугубит ситуацию и переходящая в 2017 год кредиторская задолженность, которая по предварительным прогнозам составит более 2,5 млрд. Естественно, это затронет все составные части бюджета.

Пока приведу предварительные цифры. По программе здравоохранения предлагается срезать 504 миллиона рублей; по программе образования и молодежной политики - 461 миллион рублей. Бюджет социальной поддержки населения уменьшится на 417 миллионов рублей. Программа «Доступная среда» будет недофинансирована на 13 миллионов рублей. Строка «Обеспечение комфортным жильем», куда входят программы по переселению из ветхого и аварийного жилья, уменьшится на 509 миллионов рублей. Строка «Защита от чрезвычайных ситуаций» уменьшится на 58 миллионов рублей; культура туризм недосчитаются 375 миллионов рублей; «Охрана окружающей среды» - 30 миллионов рублей. На 300 миллионов рублей урежут физкультуру и спорт, на 632 - обеспечение коммунальными услугами, на 47 миллионов рублей - развитие промышленности. 45 миллионов рублей не досчитается в 2017 году программа «Информационное общество». Также планируется уменьшить финансирование сельского хозяйства на 105 миллионов, систему МФЦ - на 48 миллионов.

Затронет сокращение финансирования и местное самоуправление. Предлагается скратить объем дотации на выравнивание и понизить ряд отраслевых нормативов. Насколько все это критично, мы будем разбираться в течение месяца по каждой строчке.


Инициативное бюджетирование - в приоритете!

Пока же депутаты пытаются расставить акценты на том, что особенно важно в будущем году. Первый момент - попытаться поменять технологию работы с дорожным фондом. Так, вместо реконструкции дорог, которая предполагает капитальный ремонт дороги в соответствие со всеми современными требованиями, делать текущий ремонт. Он намного дешевле, но, конечно менее прочный. Зато мы сможем за те же деньги выполнить гораздо больший объем работ, отремонтировать десятки километров дорог.

Второй момент, на котором концентрируются депутаты - не планировать брать в работу новые объекты, пока не будут достроены уже начатые. Из крупных социальных объектов, которые сейчас у нас в работе, это бассейн в Заволжском районе Ярославля, школа в Туношне, три детских садика и так далее. Чтобы завершить эти объекты, скорее всего, придется раскидать деньги на два года, но их необходимо завершить.

Третий момент, который также важен - это постепенный переход к программам инициативного бюджетирования, которые также предлагают правительство РФ и министерство финансов.

В этом году мы хотим «обкатать» эту систему с помощью депутатов областной Думы. А именно: предложить депутатам после консультации с жителями и органами местного самоуправления выдвигать свои инициативы в бюджет. Депутаты смогут внести изменения в бюджет в объеме от 1 до 5 миллионов рублей, которые можно потратить на небольшие проекты - где-то достроить газопровод, где-то отремонтировать школу, больницу, ФАП, проблемный участок дороги и так далее.

Депутаты сейчас должны изучить запросы жителей в своих округах, провести встречи с активом, и в течение ноября - декабря и до февраля 2017 года дать свои предложения в бюджет области. В этом году мы не будем просить население вкладывать в проекты собственные средства, пока это будет как бы репетиция программы по инициативному бюджетированию. На эту программу в 2017 году планируется выделить около 300 миллионов рублей.

Если все пройдет хорошо, то на 2018 год мы сможем заложить большую сумму в бюджете, и уже пригласить жителей к софинансированию проектов, предварительно разработав и приняв в 2017 году областной закон по инициативному бюджетированию. Поэтому, мы сейчас информируем глав муниципальных образований о том, что мы закладываем небольшой резервный фонд, и они должны скооперироваться со своими областными депутатами, чтобы с помощью их реализовать какие-то небольшие инициативы в своих территориях.
Мы же будем стараться, чтобы к середине 2017 года был разработан и принят механизм инициативного бюджетирования в регионе, и к 2018 году появился отдельный бюджет на эти цели. Уже тогда и жители и депутаты смогут полноценно пользоваться этой возможностью, чтобы решить насущные проблемы.

Павел Исаев,
заместитель председателя Ярославской областной Думы

{gallery}2016/15.11.16.1{/gallery}